Производство самосвальных прицепов.

proizvodstvo-samosvalnyix-priczepov
Производство самосвальных прицепов.
Администратор
16 Апрель 2012

    Расхожее высказывание, что личность человека может каждые десять лет меняться почти до неузнаваемости, может быть применено и к принципам организации производства. Наше производство самосвальных прицепов также подпадает под это правило.  Насколько возможно заглянуть в глубину производственной истории завода, и смены его обличий на разных этапах, нам сегодня расскажет и наглядно проиллюстрирует Начальник Производства САТа – Мельников Александр Иванович.

     

    На заводе Александр Иванович начинал в 1970 году слесарем сборочного цеха прицепного состава. Прошёл все должности – бригадир, начальник участка, начальник цеха. Производство коммерческого транспорта подвержено резким колебаниям спроса, зависящим от фазы экономических циклов в экономике. Начальником Производства Александр Иванович застал и социалистическое процветание ведомственного предприятия, и трудное начало 90-х, и сильный рывок завода вперёд в начале миллениума, и удар мирового кризиса 2008-2009 года, и сегодняшнее восстановление.
Статья Производство самосвальных прицепов.

 

    Вал 70-80-х годов имел девиз «давай-давай», и мало смотрели на затраты, рассказывает Александр Иванович.
    Этот период сменился глубоким спадом начала 90-х, в которых на производстве не менялось ничего – завод выживал, искал себя на рынке, в том числе делая любые заказы, которые хоть как-то относились к металлообработке – куда уж там меняться. 
    В районе 2000-х годов происходил восстановительный (после кризиса) рост производства. Экономика восстанавливалась после краха Союза, и потребителям требовались просто хотя бы привычные всем модели, тем более цена на них была ещё довольно низкая. Когда объёмы растут, основным изменением является успеть перестроить производство под всё более растущие объёмы.
    После таких, в общем-то длинных и неспешных, пусть плохих или хороших, но неспешных именно эволюционно, периодов, время для производственников завода как-то ускорилось. Много связанных друг с другом качественных (именно качественных) изменений произошло в последние 6-8 лет. Перечислим.

    Новые модели.
    Чуть больше десяти лет назад началась массированная наработка нового модельного ряда. Сегодня завод из моделей в производстве не имеет ничего старше 8-и лет. Быстрый темп обновляемости модельного ряда сохраняется и сейчас, являясь залогом устойчивой работы САТа. Прицепная техника стала более грузоподъёмная и с повышенной вместимостью. Появились довольно сложные технические решения. Вышли за пределы работы только на строителей и дорожников. Появился модельный ряд низкорамных прицепов, щеповозов, ломовозов, шасси для надстройщиков, прицепной техники для сельского хозяйства, животноводства.

     

Самосвалы стали сейчас большой грузоподъёмности (на левом снимке – одна из модификаций модели САТ-118), или вообще разгрузка осуществляется на другом принципе (полуприцеп-самосвал со сдвижными полами САТ-150, на снимке справа).
Статья Производство самосвальных прицепов.

     

Появилась сельхозтематика. Примеры - герметичный тракторный самосвал для навоза (на фото слева), общехозяйственный тракторный самосвал-площадка с грузоподъёмностью 12 тонн (в процессе сборки, на фото справа).
Статья Производство самосвальных прицепов.

 

     

Стая «кузнечиков», простых в изготовлении - так производственники называют трапы-тележки для перевозки свиней (фото слева). На сборке – шасси для монтажа нефтедобывающего оборудования. Сложное штучное изделие, за него не взялись ни МАЗ, ни МЗКТ, ни ряд предприятий малых серий (фото справа).
Статья Производство самосвальных прицепов.

    Изменение уклада производства.
    Механообработка во многом передана на поставки от сторонних изготовителей. Из механического цеха ушли оси, подвеска, фитинги, фурнитура кузовов. Качество этих узлов поднято специализированными производителями очень высоко, а наша производительность, и наше качество - выросли. Наша производственная специализация сегодня – раскрой металла, гибка, сварка, качественная покраска. (Та же история сегодня и во вспомогательных службах - от своего транспорта тоже отказались – так дешевле и быстрее).
    Сварочники сегодня – полуавтоматы и тракторы. А это качество и скорость.
    А ещё – много изменилось в партионности. В 80-х в течение месяца изготавливали всего пару моделей. Причём первую половину месяца гнали одну модель, вторую половину месяца - вторую. Добивались этим высокой производительности. Ещё и очередь получателей в конце месяца стояла аж до следующей от завода улицы, и половина конструкторов шла в последние дни месяца в цеха крутить гайки - нагонять план. С началом 90-х всё это ушло в прошлое. Но ещё до кризиса 2008 года сохранялись остатки той роскоши и настроенности на объёмы производства за счёт относительно крупных партий. 
    А 2008 год научил нас работать по всем японским системам сразу. И канбан, и бережливое производство, и just-in-time, и что ещё там... Сейчас мы можем видеть, что какой-то модели выпущено за месяц, к примеру, 10 единиц. Вроде бы партия, пусть и не такая уж великая, как в старые добрые времена. На самом деле одна единица (первому клиенту) вышла первого числа, две других (второму клиенту) – 5-го числа, ещё одна (третьему) – 14-го, и так далее, перемежаемые в другие дни иными моделями. А всего за месяц может выйти 15 разных моделей (!). То есть, в производство запускаем партию, которая равняется сегодня одной единицей.

     

Мы ушли от осей собственного производства (только по спецзаказу). Сейчас оси – L1 (WKK), BPW, SAF. 
Статья Производство самосвальных прицепов.

 

    Переход на новое поколение технологического оборудования.
    Повысилась производительность и уменьшились трудозатраты, уменьшилась энергопотребление в расчёте на единицу продукции, освободились производственные площади.

     

Раньше профилированные трубы резались пилой Геллера и обрабатывались на фрезерных станках с несколькими переустановками. Сейчас чешские ленточно-отрезные убирают и пилы Геллера, и фрезерные станки (по фрезерам - в соотношении один к трём). Механический цех из самого большого на заводе (в 80-х) превратился в самый маленький. Фрезерные практически все готовятся освободить занимаемые места.
Статья Производство самосвальных прицепов.

 

     

Плазменная резка с ЧПУ увеличила производительность, улучшила дизайн изделий, уменьшила отходы. Пятиметровый листогиб с ЧПУ пришёл на смену трёхметровым без ЧПУ. 
Новое поколение раскроечного и гибочного оборудования уменьшило количество рабочих заготовительного участка в два с половиной раза.
Статья Производство самосвальных прицепов.

 

     

 

Нож гильотинных ножниц лопнул вчера на рубке 12 мм 10ХСНД не от неквалифицированной установки оператором, а оттого, что механизм выставления ножа разрушился от времени, и всякие прокладки рано или поздно должны были привести к такому вот концу. А новый нож стоит больше этого станка-старожила с перелатанной станиной, которой в металлолом уже только. Александр Иванович даже не разволновался – новый уже в порту на погрузке на автотранспорт, а на 22 апреля, в день рождения Ильича (а ещё – у двоюродного брата Александра Ивановича), уже намечен монтаж. Изменения продолжаются!
Статья Производство самосвальных прицепов.

 

 

     

Вместо старого центрального общезаводского компрессора появились два немецких автомата, новых, локальных, на заготовке и на сборке-покраске. Расход электроэнергии упал в 2.5 раза, исчез расход воды на градирню центрального компрессора, уменьшилось количество занимаемых площадей, стали не нужны компрессорщики (да ещё в двух сменах), исчезли потери в ветхой центральной подземной разводке пневмосистемы, пропускавшей половину воздуха. Компрессор сборочного цеха (фото слева), незадействованная более градирня старого центрального компрессора (фото справа).
Статья Производство самосвальных прицепов.

 

     

Скотовоз под покраской в старом цехе покраски (фото слева). Даже снимать его общий вид как-то уже не время и неохота – летом вводится новая покрасочная камера, под которую готовится многослойный фундамент (фото справа).
Статья Производство самосвальных прицепов.

     

 

    Мы не занимаемся производством продуктов питания, которые нужны потребителю каждый день, со всей то разницей - подороже или подешевле. В нашей отрасли постоянства гораздо меньше, и погода может развернуться неожиданно, быстро и глубоко.
    Отныне для завода каждый длинный взмах качелей экономического цикла определяет силу нашего упора на каких-то определённых главных движениях. Спрос идёт вниз – стараемся переждать, измениться, и вновь найти этот спрос. Спрос вверх – стараемся заработать, вовремя меняться, и не терять фокус на этом спросе. 
    Прожив несколько таких жизней-циклов, кажется, мы нашли этот ритм. Изменения нужны постоянно. Мы делаем новый шаг, пусть даже небольшой, каждый день. 
    Статья Производство самосвальных прицепов.

 

Производство самосвальных прицепов и полуприцепов на заводе САТ Спецавтотехника Бобруйск:
- для сыпучих и инертных материалов,
- щеповозов (в том числе со сдвижным полом),
- ломовозов;
- а также низкорамных прицепов, скотовозов, тележек для перевозки скота, птицевозов, тракторных прицепов, подкатных тележек и шасси для надстройщиков.